Банк рецептов
Главная | Рецепт дня | Поиск рецептов по продуктам | От автора
Кулинария
Выпечка
Десерты
Салаты
Супы
Рыба
Мясо
Гарниры
Овощи
Соусы
Каши, крупы
Заготовки
Вино
Бутерброды
Яйцо
Специи
Медицина
Народная
Диеты
Фитотерапия
Массаж
Советы
Медпоиск
Косметика
Домашняя
Маски
Лосьоны
Кремы
Волосы
Дети
Питание
Здоровье
Сказки
Дом и дача
Ремонт
Сад и огород
Аквариум
Рыбки
Аквариум
Прочее
Советы Фоторепортажи
Живопись
Русский рок
Контакты
 
Главная Аквариум Японский аквариум

Японский аквариум

Принципы того, что теперь называют японским аквариумом, заложены Такаши Амано, который в 1992 году в Токио издал книгу "Мир природного аквариума". В ней были опубликованы фотографии 61 водоема размером от 30 л до 2600 л с необычайно красивыми композициями из водных растений. Книга была настолько красочной, что вскоре ее перевели несколько издательств в США и Германии. С этого момента Амано стал популярен и на Западе. В настоящее время идей Амано придерживаются многие аквариумисты по всему миру.

Несмотря на то что книга вышла в свет недавно, эстетическая концепция, использованная автором, является очень древней. В основе планировки дна лежат те же принципы, что и при разбивке миниатюрных садов во дворе дома. Недаром подзаголовок книги звучит как "Японский сад в аквариуме". Для того чтобы освоить принципы композиции такого водоема, не лишним будет познакомиться с мировоззрением и культурой этой страны. Необходимо уважать традиции ее искусства. Однако при этом нужно обладать смелостью для того, чтобы использовать традиции с необычной целью, а именно для создания интерьера аквариума.

Независимо от замыслов, которых может быть несчетное количество, в каждой композиции имеется несколько основных принципов. Растения, камни и другие элементы оформления прежде всего должны быть расположены определенным образом. Композиция, в которой каждый кустик и камень занимает свое место, выглядит более гармоничной. Зрителю кажется, что все элементы оформления расположены произвольно и не нарочно. Дно аквариума является вытянутым прямоугольником, который разбивают на несколько участков, а затем определяют местоположение камней и зарослей. Для этого сначала вам необходимо определиться, с какой стороны зритель будет наблюдать за домашним водоемом. Чаще всего обзор открывается с переднего и одного из боковых стекол, например правого. Тогда точка наблюдения располагается в правой части передней стенки.

Определившись с этим, сделайте следующее. Расчертите дно на девять равных частей двумя линиями, параллельными переднему стеклу, .и двумя - перпендикулярными ему. А теперь проведите косую DP, как показано на рисунке. Если бы обзор открывался с левой стороны, то линия проходила бы между точками BR. Эта линия определяет 4ejpry, позади которой высаживается основная масса растений.

В японском аквариуме почти всегда используются камни. Их расположение определено довольно строго. Самый крупный камень находится в центре композиции, а те, которые помельче, лишь подчеркивают его. Место для самого большого декоративного элемента находится в сильной точке композиции. Такой камень никогда не устанавливается в одиночку, его сопровождают два элемента меньших размеров. Хорошо, если меньшие камни имеют одинаковую с большим окраску и фактуру и отличаются лишь размерами. Следует избегать симметрии или размещения камней в одну линию. Декоративные элементы должны быть расположены как бы случайно: большой камень в центре, меньшие - по бокам.

Позади линии ВР высаживаются растения, причем растения одного вида высаживают группами. При этом соблюдается ярусность: у задней стенки располагаются высокие растения, в средней части - среднерослые, ближе к зрителю - самые мелкие.

Группа из трех камней является композиционным центром аквариума, притягивающим взгляд человека. Окружающая растительность должна лишь усиливать этот эффект и не скрывать камни, поэтому в прямоугольнике также высаживают низкорослые растения.

До сих пор рекомендации по созданию композиций были очень четкими. Их выполнение как раз и позволяет говорить о следовании японским традициям, будь это парковое искусство или графика. Но художника ценят за новизну, за то, что известный всем сюжет он может преподнести по-новому, так, как до него никто не делал. Для этого нужно иметь смелость изменить некоторые рекомендации так, чтобы остаться верным самому духу композиции.

Необходимо также сказать несколько слов о тематике композиции. В самом общем виде японец, создающий сад или засаживающий аквариум, всегда создает маленькую модель Вселенной. Чтобы это понять, не нужно погружаться в тонкости восточных верований и идеологий, достаточно понаблюдать за окружающей природой. В нашей модели камни имитируют горы, растения - лес, а пустое пространство играет роль моря. Обитатели аквариума тоже не случайны: рыбы - это птицы, а креветки, ползающие по дну и не поднимающиеся вверх, - люди. Приняв такие правила игры, вы понимаете, что камни-горы порой могут быть заменены куском мертвой древесины, а чистый гравий отдает свою роль моря пучкам риччии.

Чтобы у композиции было настроение, ей необходима главная тема, которой будут подчинены все детали. Допустим, вы хотите создать композицию, в которой лесистая гора подходит к реке. Для этого лучше использовать косую композицию, в которой самые длинные заросли доходят до поверхности воды в левом дальнем углу аквариума, противоположном взгляду человека. Для посадки лучше использовать мелколистные растения, немного отличающиеся фактурой листвы, будто деревья разных видов в лесу. Косая композиция предполагает четкую ярусность, при этом все верхушки будут открыты взору. В композиции нежелательно использовать растения с крупными листьями - таких гигантов нет в настоящем лесу, зато растения разных оттенков зеленого, оливкового и красного помогут имитировать осеннюю листву. Берега реки топкие и болотистые - это настроение можно передать с помощью кустиков ситняга, которые, словно тростник, пробиваются сквозь болотные травы в исполнении риччии или лилеопсиса.

В большом аквариуме с соотношением длины к ширине и высоте более 3-4 раз хочется поддержать идею свободного пространства. Композиция в таком случае может быть предельно лаконичной и выразительной. В точке F помещается группа камней, которые не окатаны, со сколотыми гранями, поскольку имитируют скалы и высокие горы, а не приземленные холмы. В нескольких местах в аквариуме также установлены подобные камни меньших размеров. Грунт насыпается неровно, с повышением у камней и засаживается сверху карликовыми растениями - эхинодорусом нежнейшим, криптокориной Уиллиса, лилеопсисом. Вот вы и получили скалистые горы, выступающие над землей.

До сих пор разговор шел о расположении предметов оформления - камней, коряг и растений - на дне, так, как мы их видим сверху. Однако на аквариум можно смотреть через переднее стекло, и этот вид воспринимается нами как картина, миниатюрный пейзаж. А для пейзажа в японской графике существуют свои собственные правила. Японские художники различают три типа композиции:

  • косая: все детали пейзажа располагаются ниже диагонали, а на свободном месте есть лишь небольшое пятно для равновесия;
  • треугольная: пейзаж врезается в пустоту картины, как треугольник;
  • круговая: все предметы расположены по воображаемой овальной линии.

Примеры подобных решений можно найти в работах таких мастеров графики, как Хокусай и Хирошиге. Чтобы обнаружить эти принципы, достаточно просмотреть репродукции работ.

Если попытаться применить все типы при оформлении аквариума, то можно сказать следующее:

Косая композиция удобна для оформления водоемов, на которые вы смотрите не только через переднее стекло, но и через боковое. Если же обзор открывается с двух сторон, то самые высокие растения высаживаются в углу, противоположном тому, который образован передней и боковой обзорными сторонами.

Такая же композиция пригодна и для аквариумов, открытых с трех сторон, когда для обзора доступны оба длинных стекла и одно торцевое. Косая композиция очень динамична, половину объема занимают растения, а на свободном пространстве плавают рыбы. Весь интерьер строится на таком контрасте.

Треугольная композиция напоминает гору, она оставляет рыбам свободное пространство для плавания.

Круговая композиция

Вот несколько основных практических принципов, которых рекомендует придерживаться Такаши Амано:

1. Используйте мелколистные растения. Именно они могут создать настоящие объемы и фактуру внутри аквариумного пространства. Такие виды просто необходимы для создания эффектных композиций. Крупнолистные растения совершенно непригодны, они являются слишком большими мазками в общей картине, листья будут располагаться'непредсказуемо и отбрасывать слишком заметные тени. В японском аквариуме очень много свободного пространства, но это не значит, что оно лишено растений. Напротив, дно водоема может быть закрыто сплошным зеленым ковром из риччии, ситняга, глоссостигмы или марсилии. Прекрасным растением для средних планов является микрантемум зонтичный (Micranthemum umbrosum). Оборудуя водоем, используйте недорогие и быстрорастущие виды, которые помогут вам справиться с "синдромом нового аквариума". Когда экосистема в воде стабилизируется, вы сможете добавить несколько более требовательных видов и изменить композицию согласно своему основному замыслу.

2. Начинающим аквариумистам: в первую очередь используйте неглубокие водоемы средней величины. Свет, проникающий сквозь водную толщу, слабеет прямо пропорционально не высоте емкости, а квадрату расстояния от лампы. То есть водоем глубиной в 40 см получает лишь 1/4 освещенности аквариума глубиной 20 см. Поэтому Амано использует преимущественно невысокие удлиненные и широкие емкости. Напротив, он не рекомендует применять высокие узкие аквариумы, пригодные лишь для содержания рыб. Амано никогда не использует аквариумы со сложной формой, например шестигранные. Домашний водоем не должен быть глубже 50 см, в противном случае на переднем плане вы не сможете вырастить мелкие растения, такие как глоссостигма или риччия. В глубоком аквариуме очень сложно ухаживать за растениями, в этом вам не помогут даже специальные приспособления.

3. Освещайте аквариум ярче, чем того требуют растения. Не приравнивайте освещение к нижнему пределу, необходимому для роста растений. При избытке света многие растения приобретут красноватые оттенки, их междоузлия будут короткими, а заросли - более густыми. Высокой освещенности способствует небольшая глубина водоемов. Используя люминесцентные лампы, обратите внимание на лампы со сдвоенными трубками, излучающие больше света по сравнению с одиночными. Не забывайте и об их замене, поскольку со временем лампы становятся все менее эффективными.

4. Не перегружайте водоем рыбами. Излишки рыбьих экскрементов провоцируют усиленный рост водорослей, на растениях появляются темные налеты. Поскольку в японском аквариуме основное внимание уделяется растениям, то их биомасса может в 8-9 раз превосходить массу рыб. В таком случае вы избежите всех отрицательных последствий, свойственных перенаселенным водоемам. Обязательно поселите в аквариуме несколько рыб, питающихся водорослями, таких как сиамский кроссохейлус (Crossochtilus oblongus) или джорданеллы (Jordanella //oridae). После того как в водоеме установится экологическое равновесие, можно добавить пресноводных креветок каридин (Caridina japonica). Еще одним помощником в борьбе с водорослями являются меланоидесы (Melanoides tuberculata). Эти обитающие в грунте моллюски не повреждают здоровые растения, зато очень охотно питаются отмершими частями зелени и удобряют грунт подобно тому, как дождевые черви повышают плодородие почвы.

5. Используйте питательный грунт. Для развития растениям недостаточно корневого субстрата, состоящего из промытого гравия. Чтобы снабдить их минеральным питанием, подмешайте в гравий гранулированные минеральные удобрения, которые, постепенно растворяясь, будут проникать к корням. В аквариум под корни растений время от времени подкладывайте шарики из глины. Если стоимость применяемых средств не является препятствием, то вы можете также использовать и удобрения, выпускаемые различными фирмами.

6. Если необходимо, то используйте эффективные средства подавления водорослей.

7. Применяйте подкормку растений углекислым газом. Поскольку растения находятся под ярким освещением и получают вдоволь минерального питания, то у них есть все необходимые условия для эффективного фотосинтеза, а следовательно, и для здорового роста. Однако этот процесс возможен только лишь при наличии в воде СО2, поэтому густозасаженные водоемы должны быть оборудованы углекислотными установками.

8. Используйте воду с низкой концентрацией растворенных солей. Мягкая вода необходима для аквариума с пышными зарослями. Во-первых, высокая концентрация кальция, входящего в соли жесткости, препятствует усвоению других микроэлементов. Во-вторых, водородный показатель должен поддерживаться на уровне рН 6,5-6,8, а этого проще всего добиться как раз в мягкой воде. В-третьих, в такой среде в первую очередь сокращается расход углекислого газа для питания растений. В жесткую воду приходится добавлять намного больше углекислоты, нежели в мягкую.

9. Ищите в природе примеры, которые можно было бы использовать при оформлении аквариума. Куст травы, растущий на берегу реки у камня, или папоротник, поселившийся на упавшем в воду дереве, может подсказать наблюдательному человеку больше, чем десятки прочитанных книг.

И. Шереметьев

 
©Банк рецептов – 2006-2024
*      *      *      *      *     
При копировании материалов сайта ссылка на www.bankreceptov.ru обязательна Яндекс.Метрика